Но более всех пожертвовал для Воспитательного дома известный своими причудами и странностями Прокофий Акинфиевич Демидов. На Родильный институт при Воспитательном доме он прислал Бецкому 200 тысяч рублей.
Подаяния Воспитательному дому были двоякого рода: окладные и неокладные. Первые назначались ежегодно и притом в определенном количестве собственноручным подписанием благотворительными особами в "Книге окладных подаяний", уделяемых ими из получаемых с имений доходов, пансионов и даже из самого жалованья. Неокладные составляли только единовременно жертвуемое пособие. Первым благотворителем в "Окладной книге" подписался граф Алексей Петрович Бестужев-Рюмин, затем графы Миних и Алексей Григорьевич Разумовский, За ними подписались многие другие. Главнейшим из них тоже были вручены медали.
В день закладки в ознаменование благотворения было собрано более пятидесяти бедных невест и отдано с приданым замуж за ремесленников, и затем более тысячи человек бедных в этот день были угощены обедом, В память закладки была выбита медаль с изображением на одной стороне поясного портрета государыни, а на другой стороне изображена была Вера, имеющая на голове покрывало и держащая в правой руке крест; облокотившись на постамент при церковном здании, она повелевает Человеколюбию, представленному в виде жены, поднять найденного на пути ребенка и отнести в основанный милосердием государыни дом. Вверху, кругом, видны слова Спасителя: "И вы живы будете", внизу за чертой: "Сентября 1-го дня 1763 года", т. е. день учреждения. Из поднесенных императрице этих медалей были пять золотых, две серебряные и шесть бронзовых, а Павлу Петровичу - по одной каждого металла.
Домовый храм был освящен во имя св. Екатерины, покровительницы государыни.
21 апреля 1764 года, в день рождения государыни, при громе пушек состоялась закладка здания. Генерал-фельдмаршал П. С. Салтыков первый положил в основание Воспитательного дома камень с надписью времени заложения и с двумя медными досками, на которых было вырезано на латинском и русском языках следующее: "Екатерина II, императрица и самодержица Всероссийская, для сохранения жизни и воспитания в пользу общества в бедности рожденных младенцев, а притом и в прибежище сирых и неимущих родильниц, повелела соорудить сие здание, которое заложено 1764 года апреля 21-го дня".
P PВ своей записке по этому поводу он и просил государыню отдать вышеописанное казенное место для постройки дома. Место было отдано вместе со всеми строениями, и притом разрешено было употребить на постройку Воспитательного дома часть стены Белого города, простиравшейся по берегу Москвы-реки к стене Китай-города. На постройку здания открылась добровольная подписка по церквам всей России. Сама государыня с наследником Павлом Петровичем была первая вкладчица: она единовременно пожаловала Воспитательному дому 100 тысяч рублей, повелев ежегодно отпускать на содержание его из своих "комнатных" денег по 50 тысяч рублей. Павел Петрович назначил выдавать из своих же денег по 20 тысяч рублей ежегодно.
Тема сословного воспитания была его идея-фикс: в Петербурге Бецкий трудился над устройством и попечением "Воспитательного общества благородных девиц" для девушек дворянского сословия и с отделением для мещанок. Стоит ли говорить, что это детище Бецкого в северной столице, созданное в том же 1764 году, получило в истории название Смольного института.
Говорили, что Бецкого навели на эту мысль обыкновенные цыплята - страстно увлекавшийся сельским хозяйством, он держал в своем кабинете паровую печь-инкубатор, и выведенные птенцы все время толкались у его ног.
Здесь с младых ногтей, вне тлетворного влияния улицы, общества и собственного дома, должен был воспитываться "новый человек", свободный от общественных пороков, - будущий высоконравственный, трудолюбивый и достойный гражданин своего Отечества, к тому же профессионально обученный и способный найти себе место в жизни.
Иван Иванович Бецкой родился в Стокгольме в 1704 г. Отец его - князь И. Ю. Трубецкой, мать - шведка, баронесса Вреде. Трубецкой вступил в брак во время своего плена, при жизни своей первой жены. При Екатерине II Бецкой был одним из первых сановников. P
Однако от этих заведений новый московский приют отличался прежде всего своей идеей. Мысль основать Воспитательный дом в Москве принадлежит Ивану Ивановичу Бецкому. замыслившему это учреждение в духе идей философии Просвещения, которой так увлекалась Екатерина II. По мысли Бецкого, новый приют представлялся не только благотворительным начинанием государства, но и как питомник будущего "третьего сословия" - не рабов и не господ, основа гражданского общества государства.
Дома для несчастных детей существовали издавна. Известно, например, что еще в царствование Михаила Федоровича сиротские дома находились под ведением Патриаршего приказа. В 1706 году Pмитрополит Иов основал в Холмове-Успенском монастыре дом для призрения сирот, в том числе и незаконнорожденных; на содержание этого заведения Петр Великий назначил разные доходы, а императрица, великие княжны и многие вельможи присылали денежные пособия. Здесь призревались 170 сирот, а во всех 10 таких домах, которые устроил Иов в Новгороде во время своего архипастырства, содержалось до 3 тысяч детей. Сам Петр Великий имел особенное попечение о детях, несчастных со дня своего рождения. Он повелел по всем губерниям учредить "прием незазрительный и прокормление незаконнорожденных младенцев, дабы вящего греха не делали, сиречь убивства". Повелено было (4 ноября 1714 г.) при церквах, где пристойно, сделать госпитали, в Москве - мазанки, а в других городах деревянные, и для воспитания детей избрать искусных жен с платой им за то по 3 рубля в год и хлеба по полуосмине в месяц, а младенцам на содержание давать по 3 деньги на день. Детей этих в 1726 году в Московской губернии, за отсылкой в монастыри, состояло 440 и при них 120 кормилиц. При Андреевском и Новодевичьем монастырях в Москве ещё и раньше существовали сиротские приюты.
В "Наказе" царя Алексея Михайловича о "Градском благочинии" (1649 г.) сад этот впервые официально именуется Васильевским лужком. Затем земля эта, по производившимся на ней с 1696 по 1699 год делам, находилась в ведении Приказа Большого дворца и в 1711, как из присланного в 1745 году в Вотчинную контору дела видно, была отдана садовникам на откуп. В 1716 году перешла в Преображенский приказ, а из оного, переходя с 1726 года в разные ведения, поступила, наконец, в распоряжение Вотчинной конторы. Кроме сада и луга тут, на Яузе, находились еще бани, называвшиеся Островскими, потому что находились на островках Яузы, а потом Васильевскими. Затем их начали именовать Устенскими. Тут же, на Яузе, находилась и казенная мельница. При царе Федоре Алексеевиче там, где теперь правая сторона Воспитательного дома, был построен так называемый Гранатный двор, где хранился порох, ядра и другие артиллерийские принадлежности.
PПо словам иностранцем, посещавших Москву в XVIII столетии, сад назывался Васильевским потому, что его учредил великий князь Василий Иванович. Но это неверно. При Василии Ивановиче здесь находились пустырь и луг, принадлежавшие княжескому двору. Сад разведен при Елене Глинской и назывался просто то "царским садком", то "царским лужком". Название Васильевского сад получил при Иване Васильеьиче Грозном по имени Василия Блаженного, который часто в нем уединялся и ночевал, а по некоторым сказаниям, даже жил в какой-то развалившейся хибарке, куда к нему приходил народ даже издалека с молитвой о помощи.
Ещё в XII веке по Китайскому проезду проходила дорога из Киева и Смоленска в Ростов Великий, Суздаль и Владимир на Клязьме. Здесь протекал речей, прозванный Рачка. Вытекал он из «Чистых прудов», пока его в XVII веке не заключили в подземную трубу и не направили под улицей Солянкой в Яузу , При впадении в Москвареку он образовывал широкий луг. Этот луг прозвали Васильевским.
Китайский проезд - Москворецкая набережная / Воспитательный дом.
Заголовок сообщения:
andreскоросшивательЗарегистрирован: 14.04.2005 Откуда: третья подворотня , слева у помойки
На страницу , 2, , , , , ,
ANTIforum :: Просмотр темы - Москва
Комментариев нет:
Отправить комментарий